25.04.2023
чем на левой, где ее место отчасти занимает прилегающая к позвоночному столбу аорта. Эта легочная части также прикрвпа срединной тенью и трудно доступна для рентгеновского исследования. В качестве продолжения задних углублений по обеим сторонам за сердцем мы находим значительную легочную массу, которая — соответственно форме сердца — на левой стороне больше, чем на правой. Эти позадисердечные поля хорошо видны при рентгеновском исследовании с боко — боковым ходом лучей, но две половины легких проицируются друг на друга и следовательно их нельзя разграничить. Эти части больше всего распознаваемы при исследовании из правого и левого косых направлениях.
Изготовлялась также модель из пластмассы срезов латерального направления. Они приведены также из правого и левого косых направлений, ибо таким образом можно изобразить не только фронтальную, но и вертикальную и радиальную оси. На этом препарате мы на 10 срезах затемнили оставшиеся прикры-
Рентгеноанатомические основы исследования легких. Глава 5
Протяженность паравертебрального синуса особенно хорошо видна на томограммах, снятых после введения воздуха в околопочечную клетчатку ; при этом хорошо видна медиальная тень диафрагмы, распространяющаяся до поясничных позвонков
КАРТИНА ЛЕГКОГО И МЕЖДОЛЕВЫЕ ЩЕЛИ
Как на вскрытии, так и на рентгенограмме картина легкого лишь отдаленно напоминает действительную прижизненную картину, так как при извлечении из грудной клетки легкое сейчас же деформируется, теряет свой физиологический тонус, а на рентгенограмме отдельные части легкого покрываются тенью плечевого пояса, сердца и купола плевры.
Для познания рентгеноанатомии легких необходимо подробно знать форму самого легкого. Установленные на основании описательной анатомии форму и протяжение легкого следует проверить с точки зрения рентгенологического воззрения, ибо трудно определить точную форму легких исключительно при помощи анатомического описания. Самым лучшим способом является тот, при котором легкие введением какого-нибудь вещества in situ делаются твердыми, и таким образом создается картина легкого. Однако, эти препараты влажны и с ними трудно работать.
Самой пригодной оказалась методика, рекомендуемая Лиссом, Кат она а затем в 1952 году Тобином; мы также применяли эту методику, которая сводится к следующему: размыванием водой через большие сосуды легкие совершенно обезкровливаются, а затем их наполняют при помощи электрического компрессора через трахею несколько дней подряд воздухом регулируемого количества и давления, до их полного высушивания Полученный весьма легкий, весом в 80—100 граммов препарат совершенно сохраняет первоначальную форму и величину легкого. Сухой препарат можно покрыть лаком из пластмассы. Преимуществом такого препарата является, что его можно рассматривать со всех направлений, исследовать рентгенологическим методом, разрезать на срезы и подробно анализировать. Наши установления основываются на измерениях, проведенных на большом количестве таких препаратов. Это тем более важно, так как в практической клинике применяется схематизированная в большой степени форма легких, для чего лучшим примером служит применяемая во всем мире рентгенологическая схема легкого, которая представляет собой упрощенное в большой мере изображение легкого при ходе лучей сзади — кпереди.
На рис. 49 показывается проекционная картина легкого при ходе лучей сзади — кпереди. Из самой природы проекции следует, что она не может дать верной картины трехмерного объекта неравномерной формы. Средостенная и диафрагмальная грудинореберные поверхности выпуклые, или же вогнутые, геометрически они не детерминируемы. Следовательно, проекционная картина разграниченных весьма сложными поверхностями легких не показывает их верной формы, а распространенная на практике легочная схема также не отражает настоящих условий.
Ошибки проекционной картины повышаются и тем, что одна часть образований средостения, а также и диафрагма, прикрывают значительные части легких, которые вследствие этого становятся «невидимыми». Кажется весьма обоснованным сопоставить фактическое простирание легких в грудной полости с упрощенной схемой и подробно изучать те легочные части, которые остаются без внимания и скрытыми.
На приведенной на рис. 50 и 51 рентгенологической картине, снятой при ходе лучей сзади — кпереди и из бокового направления, затемнены те части легкого, которые вследствие прикрытия соседних образований «оттенены» и одновременно начерчены границы фактического простирания легкого. Несомненно, что значительная масса легкого прикрыта соседними образованиями, безразлично из какого направления проводится рентгенологическое исследование. Фактическая граница легких совпадает с границей, видимой на рентгеновской картине, собственно говоря, только на самой наружной (латеральной) части грудинореберной поверхности и в верхушечной области.
Прежде всего рассматриваем срединную тень: Легкие окружают образования грудного средостения с нерегулярной вогнутой средостенной поверхностью. Образования грудного средостения создают на внутренней поверхности легкого вдавления и борозды. Сердце образует в правом легком правую сердечную яму, а в левом — левую сердечную яму. Максимум вогнутости вдавлений отмечает одновременно также и латеральную границу сердечной тени.
Входящие в сердце, или же выходящие из него большие сосуды также создают вдавления в легких : на правой стороне борозду верхней полой вены и борозду правой продольной грудной вены, а на краниальной части борозду подключичной артерии. На левой стороне можно видеть борозду подключичной артерии, желоб сонной артерии и борозду аорты, а базально видна также на обеих половинах легкого борозда пищевода.
Окружая образования грудного средостения, легкие стремятся заполнить все место и показывают известные выпячивания, которые проицируются на срединную тень, и следовательно эти части трудно выявляемы при рентгеновском методе исследования. Так напр., в области верхнего средостения возникает такое выпячивание при переходе грудинореберной поверхности в средостенпую поверхность, которое располагается подгрудинно и имеет форму остроугольной призмы. Это выпячивание начинается по обеим сторонам под бороздой подключичной артерии и, проходя в каудальном направлении, заходит на правой стороне до маленькой междолевой щели, почти до срединной линии, а от маленькой щели оно вдет слегка латерально. На левой стороне, соответственно сердечной яме, легкое не покрывает вентральной поверхности сердца. Лежащие за грудиной призматические части, подобно заходящим в диафрагмореберную пазуху частям легких, заполняют реберносредостенную пазуху плевры.
Простирающаяся до заднего углубления верхнего средостения призматическая часть легкого уже более тупоугольная и поэтому она имеет большую массу ; она заходит в угол, образованный позвоночным столбом и образованиями средостения. На правой стороне она больше располагается в срединной линии,
Вышеизложенными фактами занимались уже и другие авторы, так наир. Абрэ, Шоме и Лине. Абрэ разработал в многочисленных статьях «геометрию» средостения и пришел к тому заключению, что: «Das Mediastinum ist ein unregelmassiges, konkav-konvexes проблемой, что мы для лучшего изучения последней прибегли к методу начертательной геометрии.
В нижеследующем предпринимается попытка изобразить приближенной геометрической формой куполу диафрагмы, запирающую с каудальной стороны грудную полость, а затем проводить исчисления относительно массы полученного пространства и оформления проекционной картины. Полученные данные следует в данном вопросе применить в качестве ориентировочных величин. Если принимать одну половину грудной клетки за цилиндр, то проникающийся в него с каудальной стороны полушар будет подражать форме куполы диафрагмы (рис. 52).
Радиусы цилиндра и полушара одинаковы. Площадь между полушаром и стенкой цилиндра отвечает диафрагмореберной пазухе. Как вццно на рисунках 56 и 57 радиальный разрез куполы диафрагмы гораздо больше приближается полушару, чем это в общем
изображается на легочной схеме, так как на средостенной стороне также видна пазуха, значит, со стороны средостения диафрагма не кончается в плато, а эта часть ее также напоминает сегмент шара. На нашей модели, следовательно, пазуха следует форме полу-шара и этим подражает истине.
Пазухи диафрагмы не являются прямоугольными, и тип грудной клетки, более выпуклая или плоская форма диафрагмы, в значительной степени влияют на глубину и форму пазух. В передней части грудной клетки пазуха низкая, в то время как ее латеральные и дорзальные участки более глубокие, и следовательно, — соответствеппо диафрагмо-средостенной пазухе и средостенно-позвоночному углублению, - может занимать место значительная масса легкого.
На основе нашей схемы можно вычислить, какая часть пазух прикрывается куполой диафрагмы. Предполагаем, что символизирующий диафрагму полушар представляет собой непропускающее лучи вещество, в то время как изображающий легкое цилиндр в отнопкнии рентгеновых лучей просвечивающий. При рентгеновском исследовании с ходом лучей из одной точки получается проекционная картина нашей модели, на которой — как это видно на рисунке — проекционная картина полушара, соответственно правилам геометрии, будет полукруг и напоминает картину пазух. Дальнейшей задачей является исчисление, какой массе соответствует на заходящая в пазуху часть легкого, которая прикрывается куполой диафрагмы, или же располагающимися под куполой образованиями брюшины. Находящаяся в сторону точки f часть не видна, так как она — хотя лучи ее достигают — слагается со суммационной тенью непроницаемого для рентгеновых лучей полушара ; точно так же прикрывается непроницаемым для рентгеновых лучей полушара и прижимающаяся к другой стороне полушара часть цилиндра.
Геометрически это можно выразить таким образом, что для исходящих из точки f лучей прикрыты те массы, которые находятся между касающейся полушара бочарной поверхностью, цилиндром и полушаром. Продолжая конструкцию нашей геометрической схемы, на полушар помещается касательная, прикрывающая круглая плитка с таким же радиусом, как цилиндр, или полушар, и которая параллельна крышке цилиндра. Данной прикрывающей плиткой мы заперли находящуюся между полушаром и цилиндром площадь, которой мы хотели подражать пазухам. Таким образом можно вычислить массу пазух и располагающуюся в них часть цилиндра, далее можно вычислить и ту массу, которую бочарная поверхность запирает от пазух. Соотношение этих двух величин показывает, как относится освещенная лучами и дающая проекционную картину масса пазух к неиссле-дуемым (оттененным) частям.
Не принимая во внимание частичных исчислений, мы сообщили лишь интересующий нас конечный результат, согласно которому из фактического простирания пазух при одном ходе лучей видны лишь 45,0%. Чтобы это геометрическое представление сделать более наглядным, мы стремились на рисунке 53 изобразить в разрезах находящиеся под бочарной поверхностью, между цилиндром и полушаром невидимые при данном ходе лучей части. Суммация этих разрезов дает исчисляемую массу. При переводе данного рисунка на рентгенотехническую концепцию, пазухи в боковых послойных снимках вырисовываются подобным образом, как это представлено на рис. 56, 57. Значит, это исчисление относится только к диафрагмореберной пазухе.
Однако, мы желали получить приближенные данные относительно того вопроса, какая масса легочной паренхимы остается при разном ходе лучей трудно распознаваемой для исследования рентгеновыми лучами, точно так же, как это было исследовано как «zones invisibles aux rayons X» между прочим и Арман — Делиллом , Леторкоа и Вибертом.
Для этой цели мы, согласно сообщенной на рис, 54 сетевой структуре, разделили сухие легочные препараты на горизонтальные срезы, причем на последних оттененные части были окрашены темной краской. Мы изготовили 11 таких горизонтальных срезов и полученные на основании легочных препаратов данные перенесли на модель из прозрачной пластмассы. С модели были сняты фотоснимки из нескольких направлений и изготовлялись точные чертежи последних. Несколько из этих чертежей приводятся в данной книге. Изготовленная на основании модели из пластмассы схема, которая содержит лишь покрытые части, рассматривается из правого косого направления на рис. 54а.
Хорошо видно, что верхние два малых горизонтальных среза, пересекающие обе верхушки легких, появляются свободно, без тени. Однако, на следующих срезах уже вццны вышеописанные верхние средостеппые углубления, из которых выражение видно скорее только дорзальное, проникающее перед телом позвонка тупоугольное углубление. Далее книзу угол передних углублений (призматическая форма) становится все больше острым, а задние углубления приобретают все большее распространение и образуют более тупой угол, причем они, достигая позади сердечного поля, выявляют большие прикрытые тенью сердца массы легочных частей. На моделе хорошо видно, что легкие окружают образования средостения и само сердце, наглядно вццны также левая и правая сердечные ямвг Третий снизу горизонтальный срез пересекает куполу диафрагмы и наглядно видно все то, что уже было сказано в теоретических изложениях в связи с геометрической схемой. В частности, в околопозвоночной области пазуха сильно простирается в медиальном направлении и она здесь имеет гораздо большую массу, чем на вентральной части. Медиальная часть дорзальной пазухи заходит почти в виде полуострова, и дорзальная пазуха сильно приближается к передней. Если бы мы имели между срезами 3 и 4 еще один срез, то в этом срезе две пазухи приближались бы еще больше друг к другу. На трех последних срезах наглядно видно также и взаимоотношение светлых и темных поверхностей : в нижнем срезе, изображающем только диафрагмореберную пазуху, весьма поразительно проявляется большой сдвиг черных площадей (прикрытых), по сравнению с белыми (прозрачными) площадями. На рис. 55 и 55а вышеописанная модель представлена в левом косом направлении. В противоположность предыдущему рисунку выявляется, что из этого направления хорошо видна большая масса поза-дисердечного поля. На третьем снизу срезе, на левой стороне, бросается в глаза большая оттененная поверхность за диафрагмой.