• 8-495-22-555-6-8
  • 1@trauma.ru
  • Прайслист
  • Контакты
  • WhatsApp
  • Telegram
  • Дзен
  • YouTube
  • FAQ
  • Отзывы
МосРентген Центр
МосРентген Центр
Первая помощь при переломе шейки бедра
  • Услуги
    • МРТ 3 Тесла
    • Трехмерная компьютерная томография
    • Лицензирование рентгеновских кабинетов
  • Товары
    • Цифровой рентген
      • Аппараты для цифрового рентгена
      • Оцифровщики
      • Дигитайзеры
    • Аналоговый рентген
      • Рентгеновская пленка
      • Рентгеновские кассеты
      • Хим. реактивы
  • Статьи
    • Травматология
    • Рентгенология
  • Блог
  • МЕНЮ ЗАКРЫТЬ назад  
МосРентген Центр
 /  Статьи компании МосРентген Центр
 /  Травмы и заболевания позвоночника

Новые аспекты в лечебной культуре при сколиотической болезни у детей и подростков

Новые аспекты в лечебной культуре при сколиотической болезни у детей и подростков
21.08.2017

Новые аспекты в лечебной культуре при сколиотической болезни у детей и подростков

Снижение уровня здоровья детского населения России связано с действием ряда неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, с реальным уменьшением объема  профилактической деятельности в здравоохранении и других социальных структурах: дошкольных детских учреждениях, школах.

Снижение уровня здоровья детского населения России связано с действием ряда неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, с реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и других социальных структурах: дошкольных детских учреждениях, школах. Решение проблемы дефицита двигательной активности при данной патологии в работе связано с организацией общеоздоровительных и корригирующих занятий лечебной физической культурой. Предложенная методика позволила повысить генетически обусловленную для этого возрастного периода двигательную активность детей и подростков и получить выраженный позитивный эффект в  течение курса санаторного лечения.

Росту заболеваемости орган ов опоры и движения способствует увеличение генетических аномалий развития, а также факторы, связанные с урбанизацией, гиподинамией и нарушением экологии [2, 4, 5, 6]. Решение проблемы дефицита двигательной активности (ДА) при данной патологии тесно связано с организацией общеоздоровительных и корригирующих занятий физической культурой. Систематические исследования в этом направлении  редки и в основном касаются частных вопросов развития сколиотической  деформации позвоночника.

Организация и методы исследования.

Исследования проводились на базе детского специализированного санатория (г. Геленджик). Под наблюдением находились девочки 8-16 лет из различных регионов Краснодарского края, проходившие курс санаторного лечения по поводу сколиоза I, II и III степени. В структуру лечебной физкультуры (ЛФК) в детском санатории входили занятия утренней гимнастикой, лечебной гимнастикой, терренкур (утром и вечером), силовая тренировка на спортивных тренажерах, упражнения в воде (в мини-бассейне) или плавание в море (в летний период года) и лечебно-оздоровительные мероприятия в регламентированное свободное время. К формам активного отдыха относили подвижные и спортивные игры в свободное время в течение светового дня. В структуре ДА детей и подростков, проходивших санаторное лечение по поводу сколиотической болезни (СБ) различной тяжести, наибольшую значимость имели соответственно организованная двигательная деятельность в рамках занятий ЛФК и различные формы активного отдыха.

При оценке функционального состояния позвоночника учитываются его гибкость (амплитуды движений различных отделов позвоночника),стабильность (определяемая силой и способностью к развитию длительного напряжения поддерживающих его мышц и состоянием связочного аппарата),равновесие (характеризуемое правильным направлением проекции центра тяжести тела) и выраженность физиологических изгибов. Их динамика позволяет судить об эффективности воздействия физических упражнений на состояние структур, подверженных наибольшим изменениям в процессе прогрессирования сколиотической деформации.

Результаты исследования и их обсуждение. Утреннюю гимнастику рассматривали как основную организационную форму ЛФК в санатории.

Проводилась она в утренние часы в течение 15 мин для всего санатория одновременно. Основная задача утренней гимнастики - способствовать подготовке больных детей к активному двигательному режиму, т.е. эффективному лечению в течение дня и всего срока пребывания в санатории.

Обязательным требованием при проведении данной формы ЛФК являлось создание положительного эмоционального фона. В состав комплексов утренней гимнастики включали упражнения организующего характера, а также дифференцированно воздействующие на основные мышечные группы спины, брюшной полости и тазового пояса. Исходя из основного диагноза,разработали упражнения, формирующие через двигательную память мышечное чувство правильной осанки. Целенаправленно использовали динамические и
статические упражнения, воздействующие на шейный и шейно-грудной отделы позвоночника, а также укрепляющие свод стопы и дыхательную мускулатуру.

Для повышения энергоемкости в комплекс утренней гимнастики включали  ходьбу, бег и прыжки на месте. Основная лечебная направленность упражнений состояла в укреплении опорно-двигательного аппарата с целенаправленной профилактикой и коррекцией функциональных нарушений в статике и мышечных функциях. Для исключения излишней подвижности пораженных сколиозом структур позвоночника при наклонах и поворотах амплитуду движений минимизировали за счет включения в работу суставов дистальной  части нижних конечностей. В комплексах утренней гимнастики использовали простые по координации упражнения, выполняемые в среднем и медленном темпе.

Для повышения общей ДА больных детей занятия утренней гимнастикой в условиях санаторного лечения сочетали с дозированной ходьбой и бегом по пересеченной местности (терренкуром). Дистанция терренкура составляла 1500 м. Скорость ходьбы увеличивали постепенно: 90-120 шагов/мин в первые дни лечения; 130-150 (быстрая ходьба) в середине лечебного курса; 150-180 (медленный бег) беговых циклов в минуту в конце лечения (при хорошем самочувствии). Контроль за адаптацией к локомоторной циклической нагрузке осуществляли по ЧСС.

  Групповые занятия лечебной гимнастикой являлись обязательной формой занятий физическими упражнениями на протяжении всего периода пребывания больного в санатории. Они проводились инструктором ЛФК в первой половине дня в специально оборудованных залах. В распоряжение занимающихся предоставляли мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, скакалки,ручные эспандеры, ортопедические мячи различных диаметров, подставки,валики, гантели (весом до 3 кг), гимнастические обручи.

Группы формировали с учетом характера и тяжести СБ, возраста и пола. Продолжительность комплекса лечебной гимнастики и его моторная плотность зависели от возраста
больного ребенка. Физическую нагрузку в основной части занятий лечебной гимнастикой у больных до 11 лет и старше 12 лет увеличивали так, чтобы максимальные значения ЧСС укладывались в пределы соответственно 130-150 и 150-170 в мин.

Группа базовых упражнений после ознакомления с методикой строго выполнялась на протяжении всего курса лечения в санатории.

Вспомогательные упражнения вводной и заключительной частей были направлены на решение частных задач, например на повышение эмоциональности (игровые и тестовые упражнения) или ДА (циклические упражнения). К частным задачам относили и укрепление мышечно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника и стоп. Выполнялись упражнения изометрического характера, связанные с периодическим напряжением и расслаблением мышц нижних конечностей, туловища, шеи, а также  дыхательные упражнения.

Предложенные в настоящей работе  комплексы лечебной гимнастики при СБ у детей и подростков включают упражнения повышенной координационной сложности с элементами акробатики, не оказывающие прямого воздействия на деформированный позвоночник ("ласточка", "березка" и др.), и упражнения с ортопедическим мячом среднего диаметра -
0,6-0,8 м.

Одной из популярных форм ЛФК у больных детей являлась силовая тренировка с использованием спортивных тренажеров. При рейтинговом опросе 64% детей и подростков, страдающих СБ I-II степени, на первое место поставили занятия на спортивных тренажерах, 17% -занятия в воде, 13% отдали предпочтение лечебной гимнастике. Из опрошенных мальчиков 91% основной формой ЛФК при лечении СБ назвали занятия на спортивных тренажерах. На занятиях силовой тренировкой строго запрещалось использовать асимметричные упражнения и упражнения, оказывающие прямое воздействие на деформированный позвоночник. Дети старше 12 лет без признаков прогрессирования СБ выполняли комплекс силовой тренировки по авторской программе в полном объеме. Больные младшего возраста (8-11 лет) занимались на циклических тренажерах (велотренажере, беговой дорожке,гребном тренажере) и на тренажерах, где в качестве нагрузки используется собственный вес.

Силовые упражнения на спортивных тренажерах назначали после периода адаптации (10-12 дней) и формирования на занятиях лечебной гимнастикой первых навыков индиви-дуального контроля за осанкой. Курс лечения с использованием спортивных тренажеров включал 15-20 процедур.

При хорошей физической подготовленности и рекомендации лечащего врача подростки посещали тренажерный зал на протяжении всего периода пребывания в санатории. В рамках индивидуального ежедневного плана занятий ЛФК в санатории силовая тренировка на спортивных тренажерах проводилась после лечебной гимнастики на протяжении 25-30 мин.

При назначении занятий в бассейне приоритет имели больные с высокой степенью риска к прогрессированию СБ и с низким уровнем физического развития (кистевая и становая сила, ЖЕЛ, проба Штанге). Курс занятий в воде составлял 10 процедур продолжительностью 30-35 мин. Учитывая требования, предъявляемые к организму при выполнении упражнений в воде, их не сочетали с силовой тренировкой на спортивных тренажерах. Занятия проводили под руководством специалиста по ЛФК. Группы формировали по возрастному принципу (8-11, 12-14, 15-16 лет) с учетом физической подготовленности. Использование в комплексе симметричных упражнений позволило не учитывать форму и тяжесть сколиотической деформации.

Максимальной нагрузкой считали момент увеличения ЧСС до 170 в мин у лиц 12-16 лет и до 150 в мин в возрасте 8-11 лет.

Проводимые мероприятия не нивелировали полностью двигательный и эмоциональный дефицит растущего организма в течение учебного процесса в ортопедическом санатории. В регламентированное свободное время после уроков организовывали лечебно-оздоровительные мероприятия продолжительностью 35-45 мин.

Занятия, проводимые на воздухе, включали терренкур (оздоровительную ходьбу) протяженностью 2500-3000 м, подвижные игры с повышенной ДА и элементы волейбола, баскетбола, футбола. Основная цель лечебно-оздоровительных мероприятий –тренировка опорно-двигательного аппарата, стимуляция функциональной активности сердечно-сосудистой системы и регуляция психоэмоционального состояния.

В летний период к лечебным мероприятиям относили климатолечение (20-30 мин) и лечебное плавание в море (15-25 мин). Данные процедуры проводились по индиви-дуальному плану в первой (с 9 до 11 ч) и во второй  половине дня (с 17 до 19 ч, после дневного сна). Параллельно в 2-3 раза увеличивалась продолжительность регламе-нтированных форм активного отдыха (подвижных игр, спортивных праздников, соревнований, ближнего туризма и т.д.). Все мероприятия проводили по утвержденному общесанаторному плану.

Оптимальным в этот период считали уровень ДА у детей и подростков, равный 18-20 тыс. локомоций в течение светового дня.

Заключение. Предложенная методика занятий ЛФК позволяет получить выраженный позитивный эффект в течение курса санаторного лечения.

Тренирующий режим работы на занятиях ЛФК (включающий силовые упражнения на спортивных тренажерах и в воде) способствует повышению силовой составляющей их эффективности. Использование средств физической культуры, обеспечивающих движения большой группы мышц, позволяет получить общий кумулятивный эффект лечения СБ, проявляющийся в положительной функциональной, косметической и психологической реабилитации больных детей в условиях санатория.

Литература

  1. Дудин М.Г. Идиопатический сколиоз. Новые данные / М.Г. Дудин //Новые имплантанты и технологии в травматологии и ортопедии : Материалы конгресса). - Ярославль,1999. - С. 535-537.

  2. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев. - 2-е изд. - Л.: Медицина, 1988. - 141 с.

  3. Чоговадзе А.В. Функциональная коррекция сколиотической болезни и ее последствий у девочек 8-16 лет с использованием средств лечебной физкультуры / А.В. Чоговадзе, А.П. Шкляренко, Е.К. Аганянц, Т.Г. Коваленко // ЛФК и массаж. - 2002. - №1. - С. 36-40.

  4. Шкляренко А.П. Сколиоз и физическая культура: Учебно-методическое пособие / А.П. Шкляренко. - Волгоград: Волгоградское научное издательство,2007. - 196 с.

  5. Shklyarenko A., Kovalenko T., Pashkova L., Ulyanov D., Degtyarenko Y.,Tarasenko D. Reasons of using individual or group forms of rehabilitation of people with scoliosis of I-III degrees// European College of Sport Science: Book of Abstracts of the 20" Annual Congress of the European College of Sport Science -24'" - 27'" June 2015, Malmo - Sweden. 561-562.





Теги: лечебная физкультура
234567 Начало активности (дата): 21.08.2017 18:47:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова:  сколиотическая болезнь, лечебная культура, физические упражнения, санаторное лечение, двигательная активность, позвоночник, растущий организм
12354567899

Похожие статьи

К вопросу о периодизации в лечебной физической культуре
Врач по лечебной физкультуре
Гиротоник-терапия как метод физической реабилитации спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата
Программа физической реабилитации юных грнолыжников после реконструкции крестообразной связки в условиях фитнесс-центра
Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Статьи по заболеваниям
  • Травматология
  • Перелом шейки бедра
  • Туберкулез
Популярные статьи
  • Как выглядит половой акт, секс в аппарате МРТ - видео 28.10.2011
    Сколько держать лед при сильном ушибе? 17.12.2012
    Программа для просмотра МРТ и томограмм 28.10.2016
    Подготовка к рентгену пояснично-крестцового отдела позвоночника 03.10.2015
    Протокол контроля качества работы рентгеновских компьютерных томографов
    Ушиб пальца руки 11.02.2014
    МРТ во время полового акта 02.09.2016
    Мази от ушибов и травм 03.12.2016
    Повязки и перевязочные материалы 19.06.2013
    Какие журналы нужно вести в рентгенкабинете 03.04.2012
Популярные разделы
  • Травматология
  • Травмы и заболевания тазобедренных суставов
  • Артрозы и артриты
  • Все о боли
<
МосРентген Центр | Цифровой рентген на дому
© 1999–2025. Сайт Александра Дидковского
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
  • 8-495-22-555-6-8
  • 1@trauma.ru
  • Прайслист
  • Контакты
  • WhatsApp
  • ЦИФРОВОЙ РЕНТГЕН НА ДОМУ
    8-495-22-555-6-8
    при переломе шейки бедра и пневмонии от компании МосРентген Центр - партнера Института имени Склифосовского
    подробно
  • РЕНТГЕН ПОД КЛЮЧ
    Лицензирование рентгеновских кабинетов
    подробно
  • Продажа цифрового рентгена
    Рентген дигитайзер AGFA CR12-X - оцифровщик рентгеновских снимков
    подробно